Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное  учреждение

детский сад  №1

 

г. Саров

 

 

Консультации психолога

 

Консультация психолога

 

 

 

Адаптация ребёнка в детском саду

 Материал подготовила

педагог-психолог д/с № 1

Садова Н.В.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуации и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

1. Виды адаптации

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

  1. Лёгкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребёнок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, не болеет в течении первого месяца посещения дошкольного учреждения.
  2. Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца. Ребёнок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса.
  3. Тяжёлая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; ребёнок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как психическое, так и физическое истощение организма. Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника не только в дошкольном учреждении, но и дома, которая привела бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребёнка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду,  а так же, навыки общения.

Первые признаки того, что ребёнок адаптировался

·        хороший аппетит

·        спокойный сон

·        охотное общение с другими детьми

·        адекватная реакция на любое предложение воспитателя

·        нормальное эмоциональное состояние

2. Мы идём… в детский сад

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны.  С момента прихода малыша в детский сад он попадает в стрессовое состояние, вызванное расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов, рекомендуется заранее подготовить ребёнка к детскому саду. 

Рекомендации родителям

по подготовке ребёнка к детскому саду

(Эти рекомендации целесообразно использовать в период адаптации, а так же после продолжительной болезни)

  1. Чаще рассказывайте ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он пошёл в детский сад
  2. Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребёнку, как ему повезло, что он может ходить сюда.
  3. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша, что вы очень гордитесь своим ребёнком, ведь его приняли в такой прекрасный детский сад
  4. Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробней будет ваш рассказ и чем чаще вы будете повторять его, тем спокойней и увереннее будет чувствовать ваш ребёнок, когда пойдёт в д/с. Детей пугает неизвестность, но, когда они видят, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, они чувствуют себя увереннее.
  5. Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать. Не создавайте иллюзий, что всё будет исполнено по первому требованию и так как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придётся ждать своей очереди. Попробуйте проиграть все сложные ситуации дома.
  6. Приготовьте с ребёнком « радостную коробку», положив туда, например небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребёнка и уж точно обрадуют других детей. Это могут быть коробочки с вложенными забавными предметами; красивые салфетки или лоскутки из ткани приятной на ощупь; книжки с картинками.
  7. Научите ребёнка, знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, свои услуги детям 
  8. Ребёнок привыкает тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых     сможет построить отношения, помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми.   Называйте других детей в присутствии вашего ребёнка по именам. Спрашивайте дома своего ребёнка о Лене, Саше…. Поощряйте обращение вашего ребёнка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
  9. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.
  10. В период адаптации эмоционально поддерживайте ребёнка. Чаще обнимайте ребёнка, хвалите, говорите ласковые слова.
  11. Разработайте с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще отпускать вас

3. Мы пришли в детский сад

Как общаться с воспитательницей  в детском саду? Как сложатся ваши отношения? А ведь это очень важно и для адаптации, и для всей дальнейшей садовской жизни ребёнка.  Для продуктивного диалога важна позиция, которую вы займёте.

Ваши отношения с воспитателями складываются по поводу самого важного в вашей жизни лица – ребёнка. Они, как и вы сами, воспитывают вашего малыша, и находить точки соприкосновения придётся. С воспитателем важно выстраивать отношения. Предлагаем пять важных шагов, которые вам в этом помогут.

Пять важных шагов

1.При первой встрече обсудите педагогические установки воспитателей.

Наметьте список вопросов, которые необходимо обсудить. Узнайте, как наказывают детей, и за какие провинности; настаивают ли, чтобы всё было съедено, если ребёнок не хочет; разрешены ли в группе активные игры; как и сколько, занимаются с детьми и т.д. Слушайте не только то, ЧТО говорит воспитатель, но и КАК говорит. Вы сможете многое узнать о её характере, просто внимательно слушая. Попросите разрешения первые дни оставаться с ребёнком в детском саду. Это важно не только для адаптации малыша, но и для того, чтобы ближе познакомиться с атмосферой в группе и воспитателями.

2.Не ищите идеал.

Все мы люди: у нас бывают семейные проблемы, плохое настроение и самочувствие. От этого зависит наша работоспособность и желание общаться. Так что вы вполне можете столкнуться с тем, что воспитатель несколько раздражён, пол не блещет чистотой, а ваш ребёнок говорит, что на прогулку они не выходили. Если это единичный случай, то  проявите понимание.

3.В отношениях воспитатель – родитель всегда присутствует третий. Это ребёнок.

Он наблюдает, как, каким тоном мама разговаривает с воспитателем, и неизбежно будет копировать ваше поведение.

4.Всегда общайтесь с ребёнком уважительно.

Если вы понукаете малышом, ворчите на него при всех, навешивайте на него ярлыки («неряха», «глупый», « неуклюжий»), то и воспитатель будет так же относится к вашему ребёнку. В конце концов это возмутит родителей, а ведь именно они показали, что с их ребёнком можно обращаться неуважительно.

5.Проявляйте инициативу.

Постарайтесь расспросить, какие успехи делает ребёнок. Разговаривая  с воспитателем не только о недостатках, но и достоинствах вашего  « шалунишки», вы положите конец отношению к малышу как «отпетому хулигану». Если же у вас примерный ребёнок, то разговор об успехах поднимет вам настроение и даст повод похвалит малыша.

И всё же бывает конфликта не избежать.

Бывают ситуации, когда при всём доброжелательном отношении может возникнуть конфликт. Часто почвой для него бывает предвзятое отношение воспитателя к ребёнку: что называется, « не сошлись характерами». Или несогласие с принципами воспитания детей – принудительное докармливание, наказание или требование всегда вести себя тихо и не бегать даже на улице. Отношения портятся из-за денег, сдаваемых « на нужды сада».

1.Не бойтесь говорить о том, что вас не устраивает.

Оставлять без внимания то, что важно вам и малышу, недопустимо. Часто родители говорят: « Вот я сейчас пойду жаловаться, а она потом на ребёнке отыграется!» Это оправдание своего страха и нерешительности. Практика показывает, что воспитатели более внимательно и корректно ведут себя с детьми, мамы которых могут постоять за своих чад.

2.Соблюдайте субординацию.

Если вы не согласны с позицией воспитателя. То вам надо поговорить прежде всего с ней. Продумайте заранее свои претензии и вопросы. Скажите, как вы себе представляете выход из этой ситуации. Постарайтесь понять точку зрения воспитателя. Если недопустимые, с вашей точки зрения, случаи повторяются, то идите «выше» - методисту и заведующей.

3.Умейте прощать и сами просить прощения.

Вполне возможно, вы поймёте, что погорячились. Например выяснится, что наказание было не таким уж строгим и за дело. Не стесняйтесь сказать, что были не правы и поблагодарите за то, что воспитатель отнеслась к проблеме с пониманием. Этим вы поможете ей сохранить лицо и в дальнейшем останетесь в равных отношениях.

Важно помнить!

·        Главная цель общения с воспитателем – комфорт вашего ребёнка. Соотносите каждое ваше слово и действие с этой целью, и тогда вы убережёте себя от необдуманных поступков.

·        Будьте вежливы, доброжелательны и инициативны в разговорах о ребёнке.

·        Обращайтесь « на равных»: ценя свою позицию, уважайте опыт воспитателя.

·        Подавайте малышу положительный пример

·        Не всё, что вам не нравиться, требует разбирательства. Но в случае конфликта не бойтесь открыто высказывать свою точку зрения

4. «Не хочу в детский сад!»                        

Если ваш ребёнок всё ещё с трудом расстается с вами по утрам и испытывает отрицательные эмоции, предлагаем несколько советов, которые помогут наиболее безболезненно оставлять ребёнка утром в группе.

  • Скажите ребёнку уверенным и доброжелательным тоном, что вам пора идти.
  • Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите не задерживаясь.
  • Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, например словами: « Вижу, у вас сегодня ожидается весёлый день».
  • Скажите ребёнку, как он может определить время, когда вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда), и будьте точны
  • Попрощавшись, уходите не оборачиваясь

Уже через несколько дней эмоциональное напряжение во время утренних расставаний с ребёнком снизится. Но необходимо чувствовать грань отделяющую уважение родителями желания ребёнка, от потакания детскому капризу. Хорошей профилактикой утренних детских капризов является уверенность родителей в своей позиции, оптимизм и чувство юмора.

 

                                

 

 

 

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"